По Большеземельской тундре.

С зимы 2004-2005 годов идея похода по Большеземельской тундре обсуждалась участниками похода: известным путешественником по Полярному Уралу Александровым Николаем, методистом  Дворца технического творчества Центрального района города Москвы по детскому туризму Кожиным Валерием и Нестеровым Александром (Василичем). Отчетов о походах туристов по Большеземельской тундре в Интернете не встречалось. Единственный источник – книга исследователя Полярного Урала Чернова Георгия Александровича «Туристские походы в Печерские Альпы». В перечнях категорированных водных туристских походов указывается маршрут по связке рек, протекающих по Большеземельской тундре: гор. Воркута  -  р. Воркута  -  р. Молотовей  -  р. Падымей  -  р. Недей-ю  -  Вашуткины озера  -  р.Адзьва  -  р. Уса  -  с. Адзьвавом , оцениваемый то третьей, то четвертой категорией сложности. Составители перечня оценили категорию сложности маршрута в целом с учетом отдаленности и малонаселенности района и протяженности маршрута. Руководство Дворца технического творчества детей и юношества Центрального района города Москвы согласилось с предложением методиста дворца Кожина Валерия рассматривать поход как  экспедицию для  оценки  возможности использования  названного района Большеземельской тундры для детского и юношеского туризма.

В походе участвовали:

Кожин Валерий, методист по детскому и юношескому туризму, инструктор по туризму – руководитель;

Козырев Игорь ( Саныч), учитель, инструктор по туризму – ремонтник, адмирал;

Михайлов Виталий, психолог, инструктор по туризму – участник;

Плюхин Николай, инженер – завхоз;

Нестеров Александр ( Василич), учитель – дневник, фотография;

Баринова Агриппина, учительница – врач.

Отдельной группой по маршруту шла семья: Александров Николай с женой Татьяной.

Целью экспедиции была оценка возможностей маршрута для организации детских и юношеских категорированных походов по Большеземельской тундре. Интересы участников определялись новизной  района  для путешествия, возможностью половить рыбу, получить фотографии интересных объектов природы. К тому же район редко посещался туристами, во всяком случае, в Интернете не встречались отчеты о походах по предполагаемому району путешествия, так что поход позволил бы пополнить информацию о районе похода.

Справка о районе похода.

Большеземельская тундра – холмистая моренная равнина, между реками Печорой и Усой, Уралом и Пай-Хоем, в пределах Архангельской области и Республики Коми в России. Высота 100–150 м, наибольшая 200–250 м. От Хайпудырской губы к устью Цильмы протягивается возвышенность, называемая Земляным хребтом. В рельефе преобладают холмы и моренные гряды – «мусюры» (Янеймусюр, Вангуреймусюр и др.), сложенные песками и валунными суглинками. На востоке Большеземельской тундры протягивается гряда Чернышева, сложенная в основании складчатыми отложениями палеозоя.

Климат субарктический, с продолжительной холодной зимой (средняя температура января от -16°С на северо-западе до -20°С на юго-востоке) и коротким прохладным летом (средняя температура июля от 8 до 12°С); в летние месяцы возможны заморозки. Осадков в год от 450 мм на юге до 250 мм на севере.

Реки – большей частью притоки Печоры и Усы – в верховьях текут в узких долинах, ниже долины их расширяются и течение становится спокойным. В верховьях главных рек (Шапкина, Колва, Адзьва и др.) много озёр (Вашуткины, Шапкинские и др.). Большие площади заняты многолетнемёрзлыми породами.

Растительность Большеземельской тундры – мохово-кустарничковая и кустарниковая на торфяно- и иловато-болотных почвах, на юге – лесотундровая, с участием ели и берёзы на слабоподзолисто-глеевых почвах; южнее Полярного круга преобладает хвойная тайга. В пределах Большеземельской тундры находится часть Печорского угольного бассейна; здесь открыты месторождения нефти и газа.

Территория, по которой проходил поход,  как и вся Большеземельская тундра малообжитая, расположена в пределах Ненецкого автономного округа и северной части Коми АССР – районов оленеводства, пушного и рыбного промыслов и некогда интенсивно развивающейся нефтедобывающей промышленности.

О Ненецком округе можно почитать здесь. http://www.cultrus.ru/index.php?module=region&action=viewshortinfo&region=00082

Жилых поселков в глубине Большеземельской тундры очень мало. Это Каратайка (Янгарей), Хорей-Вер, Харута.

Поселок Харута, находящийся на территории Коми АССР, административно подчинен Ненецкому автономному  округу Архангельской области. Жителей в нем гораздо меньше, чем в восьмидесятых годах. Сказалась всеобщая разруха последних пятнадцати лет. Летом  число живущих увеличивается за счет рыбаков, охотников. Поселок связан с Интой вертолетами. До Усы, до поселка Адзьвавом можно нанять моторную лодку. По берегам рек, озер и у буровых имеются отдельные избы и бараки, периодически обитаемые.

Дорожная сеть представлена тракторными дорогами, которые связывают буровые между собой и с населенными пунктами. Сеть оленьих перегонных троп пересекает территорию с юга на север. Зимой вдоль некоторых дорог прокладываются зимники периодического пользования.

Рельеф и грунты. Территория рассечена множеством рек и озер. Местность в северной части открытая, озерно-болотистая, в южнойлесистая, менее заболоченная. На равнинной поверхности тундры выделяются грядообразные возвышенности – «мусюры» и крупные холмы «мыльки» с абсолютной высотой 130-183м, высотой 30-80м и группы мелких холмов и возвышенностей высотой 3-20м. Склоны их обычно часто с высокими (до 20м), но короткими обрывами, осыпями, ступенчатыми оползнями, очень вязкими оплывинами и глубокими промоинами. В долинах рек и на озерных террасах развит термокарст, в юго-восточной  части карст; западины и воронки диаметром 2-16м. (сухие и заполненные водой), системы обводненных летом неглубоких (0.3-0,6м) ячеистых углублений (так наз. карстовая рябь). У подножия осыпных склонов скопления валунов и глыб образуют нагромождение камней. На бровках речных и озерных террас нередки песчаные (сверху прикрытые галькой) пятна выдувания - «яреи» с невысокими (1-3м) дюнами и обрывами (до 1м), которые окаймляют ярей со стороны господствующих ветров. В верховьях рек долины выражены слабо, днища их плоские; заболоченные, травянистые. В теплое время года местность труднодоступна для машин обычной проходимости, для гусеничных машин движение возможно по отдельным направлениям, так как оттаявший грунт выдерживает пешехода, но проседает под тяжелыми машинами.

Грунты. Водоразделы сложены красноватыми валунными суглинками мощностью от 0 до 10м с прослоями глин и песков на юго-востоке. и до 60-70м – к северо-западу. Мощность галечно-гравийных песков с супесями и суглинками на прилегающих участках 1.5-6м. Мощность торфяников достигает 3-5м. Вечная мерзлота мощностью от 10 до100м на севере прерывистая, к югу сменяется островной и двухслойной, глубина подошвы которой около 400м. Летом грунт оттаивает на глубину 0.3м (торф) -2.5 м (песок). Неустойчивость полужидкого талого грунта и обилие воды в теплое время года очень затрудняют производство земляных работ. В северной части территории для водоснабжения пригодны только воды рек и больших озер, т.к. воды оттаявшего деятельного слоя непригодны для питья из-за большого содержания органических кислот и не фильтрующейся мути. В южной части территории пресные подмерзлотные воды и грунтовые воды непромерзающих таликов встречаются на глубине 10-30 м, на склонах речных долин и холмов. До глубины 200 м. воды пресные, ниже – соленые. Выходы пресных вод отсутствуют, но в зоне развития карста; вдоль глубинных разломов встречаются выходы соленых и солоноватых теплых (4-28)° подземных вод. (Приток Адзьвы, речка Пымва-Шор).

Гидрография. Река Адзьва (правый приток Усы) в межень имеет ширину от 100 до 300м, глубину на плесах 0.8-2,0 м., на перекатах 0,4-0,6м. Скорость течения на плесах 0,4 – 0,6 м/сек., на перекатах до 1,0 м/сек. Дно песчаное, местами вязкое, глинистое; на перекатах – галечниковое с валунами. Пойма шириной до 1 км. прерывиста. На низком берегу, за широким (до 200м) песчано-глинистым пляжем – серия плоских сухих грив, поросших кустами и березовым редколесьем, разделенных заболоченными понижениями. Проходимость поймы могут затруднять нагромождения стволов, сносимых половодьем. Противоположный берег высокий, на крутых излучинах – обрывы высотой 2-5м. Река судоходна ниже устья р.Хаседаю. Весной в течение 18-20 дней после ледохода и иногда осенью по р.Адзьва от впадения р.Хоседаю до устья осуществляется проход грузовых судов с осадкой до 1.2 м, грузоподъемностью 600-1000 тонн. Летом река проходима для небольших речных судов. Остальные реки имеют ширину от 10 до 50 м, глубины до 1 м., в ямах до 2 м. Летом они переходимы вброд на перекатах. Скорость течения до 0.5м/сек. Дно песчано-галечниковое, на перекатах валуны иногда образуют пороги, а на р.Нерую весной – небольшие (1-2м высотой ступенчатые водопады. В низовьях рек имеются узкие (до 250м) прерывистые поймы с неровной поверхностью, проходимые для гусеничного транспорта. В верховьях рек поймы отсутствуют. Река Коловавис и низовья крупных притоков Адзьвы весной и осенью проходимы для лодок грузоподъемностью 3т.

Озера. Берега крупных озер (4-8 км) сухие, но низкие, местами торфяные. Их глубина в тундровой зоне 1-3 м, в лесотундровой 8-12м. Дно песчаное, с тонким слоем желеобразного ила-сапропеля. Вода пригодна для питья. Множество мелких озер тундровой зоны территории безжизненны, с темной водой, непригодной для питья. Часто торфяные сплавины на них образуют зыбкие плавучие острова. Много озер находится в стадии спуска. Они постоянно превращаются в зарастающие осокой или кустами болотистые котловины «хасыреи», ограниченные четким уступом. Вода таких озер часто мутная, зеленоватая от «цветения», требует фильтрации и кипячения.

Реки замерзают во второй половине октября, озера на 7-10 дней раньше. Толщина льда 0.7-1.2 м. мелкие реки и озера промерзают до дна, на реках часты небольшие наледи. Вскрываются реки в конце мая, озера – в начале июня. Ледоход длится 5-8 дней, половодье 70-90 дней. На р.Адзьва весенний подъем воды превышает 4-5 м из-за ледяных заторов, на остальных реках 2-3 м., на озерах–около 1 м. Спад весенних вод медленный. В межень (август – сентябрь) реки сильно мелеют.

Болота. В котловинах - «хасыреях» преобладают ровные осоковые болота глубиной 1-2м. В северной части территории господствуют кочковатые и бугристые моховые болота со множеством озерков-мочажин. Глубина оттаивания их 0.6-0.8 м. Ниже всегда мерзлый грунт. Диаметр выпуклых торфяных бугров 5-30 м., высота 2-5 м, склоны крутые, на вершинах часты пятна оголенного торфа. Расстояние между буграми 10-30 м. Южнее эти болота сменяются плоскобугристой заболоченной тундрой. Поверхность плоских, удлиненных (до 3 км) бугров кочковата. Замерзают болота в конце октября, но только к декабрю они становятся проходимыми для гусеничных машин. В июне-июле (весенняя распутица) болота залиты талыми водами и трудно проходимы для пешеходов.

Растительность. Граница между тундрой и лесотундрой проходит почти посередине территории. Острова сырого редкостойного елово-березового леса с примесью сосны и лиственницы (в южной части) перемежаются массивами кустарниковой тундры с еловыми рединами. Высота елей достигает 12м., берез 7-8м. Толщина стволов 0.14-0.18м, расстояние между деревьями 3-7м. Подлесок редок. Вдоль водотоков и лощин в южной части территории и вдоль северной части границы леса широкими полосами тянутся густые заросли кустов ивы высотой 1-3м, сменяющиеся на сухих повышенных участках невысоким (0.5-1м) ерником (карликовая березка, багульник) по мохово-лишайниковой тундре. По днищам речных долин и балок тянутся полосы лугов.

Животный мир. Представлен обитателями тундры, тайги. Разнообразен видовой состав насекомых, огромное количество кровососущих: комаров, мошек, оводов. В реках и озерах водится более 30 видов рыб, среди них щука, язь, сорога, окунь, налим, пелядь, хариус и другие.  Разнообразен видовой состав птиц – около 160 видов.  Промысловое значение имеют гуси, утки, а также белая куропатка – один из фоновых видов тундры и лесотундры. Встречается 31 вид наземных млекопитающих. Наиболее многочисленны грызуны  лемминги (сибирский и копытный) и полевки (водяная, экономка, Миддендорфа, узкочерепная), в тайге встречается белка. Из других групп млекопитающих обычны арктическая бурозубка и заяц беляк; среди хищников  песец, волк, лисица, росомаха, бурый медведь, куница, выдра, горностай, ласка; из парнокопытных  дикий северный олень и лось. Среди наземных млекопитающих основными объектами промысла служат песец, лисица, бурый медведь, куница, выдра и лось

Климатические условия территории суровые. Зима (середина октября - апрель) суровая, влажная, ветреная длится 220-240 дней. Дневные температуры – 15-19°, ночью – 22-27° (абс.мин. –52° ). Самые сильные морозы с температурой 40-45° наблюдаются с декабря по март, но в любой месяц зимы возможны непродолжительные оттепели, сопровождающиеся гололедом (6-8 дней в месяц). Устойчивый снежный покров образуется в октябре, санный путь устанавливается с ноября. Толщина снега в апреле достигает 65 см. Распределение его неравномерно: вершины часто обнажены, в понижениях – глубокие снежные забои. Часты снегопады: 16-19 дней в месяц; из них 10-15 дней–с метелью и поземками, часто переходящими в пургу, когда массы снега и песка (на возвышенностях), поднятые в воздух сильным ветром, ограничивают видимость до нескольких метров, делая передвижение по местности невозможным. Длятся метели от 6-8 часов до нескольких суток. Из-за постоянно высокой относительной влажности (80-88% ) даже небольшие морозы с ветром переносятся тяжело, а отложения изморози в тихую морозную погоду (10-12 дней в месяц) затрудняют проводную связь. При резкой смене погоды, в сочетании с гололедом, утяжеление металлических конструкций приводит к тяжелым формам обледенения самолетов, вибрации антенн, обрыву проводов.

Зимой обычна плотная низкая облачность, затрудняющая работу авиации. Число пасмурных дней достигает 18-24 в месяц, с туманом 2-6 дней. С 10 декабря по 5 января длится «полярная ночь», когда только в течение 4-5 околополуденных часов возможна работа на воздухе без освещения. Особенно сильны в это время полярные сияния и связанные с ними магнитные бури, нарушающие работу радиоприборов. Осенью и зимой преобладают южные и юго-западные ветры. Средняя скорость 4-5 м/сек. при пурге 20-25 м/сек., максим. 34 м/сек. С февраля быстро увеличивается день, в марте его продолжительность более 12 часов. Из-за яркости солнечных лучей в ясные дни при работе на воздухе необходимы темные очки. Весна (май - июнь) холодная, с резкими колебаниями температуры воздуха и сырой пасмурной погодой. В мае долгота дня увеличивается до 20 часов, начинаются «белые ночи», а в конце мая наступает «полярный день» с незаходящим солнцем. В это время сильная рефракция и миражи (4-17 случаев в месяц), внезапные снежные заряды очень осложняют ориентирование на местности. С конца  апреля, еще при отрицательных температурах начинает разрушаться снеговой покров, образуется крепкий наст. В конце мая разрушается санный путь, снег сходит к началу июня. Выпадают частые, но непродолжительные моросящие дожди, часто с мокрым снегом. 2-3 раза в месяц бывают метели и туманы.

Лето (июль-август) прохладное, дождливое. Дневные температуры 12-15°, ночью 7-10°. В июле бывают дни с температурой 20-25°. но заморозки возможны в любой месяц лета. Часты туманы (5-8 дней в месяц) и короткие моросящие дожди, 2-4 раза в году – грозы с ливнем. Летом, при работе вне помещений в безветрие необходимы средства защиты от множества комаров, мошки и оводов. Весной и летом преобладают северные и северо-восточные ветры со средней скоростью 4-8 м/сек. После 20 июля «полярный день» сменяется, «белыми ночами», которые длятся до 20 августа.

Осень (сентябрь-середина октября) холодная, с пасмурной погодой. В сентябре случаются теплые дни (до 10°), но по ночам возможны морозы до -10°. Продолжительные моросящие дожди в середине сентября сменяются мокрым, снегом (18-20 дней в месяц с осадками). Часты плотные и продолжительные туманы, ясных дней 2-4 на сезон. В октябре начинаются обильные снегопады.

К лету 2005 года в Воркуте сложилась весьма неудачная конъюнктура с транспортом для заброски к началу маршрута. Стоимость вертолетной или вездеходной заброски на Вашуткины озера превышала финансовые возможности участников.

Николай Александров предложил вариант маршрута, исключающий заброску транспортом. Предполагаемый маршрут состоял из связок нескольких рек с волоками. Начало маршрута – город Воркута, затем вверх по реке Воркута до устья речки Молотовей-Ямботовис, вверх по ней до ее истока из озера Молотовей-Ямбото, далее, используя ручьи, сделать волок на реку Сядейю, сплавиться до устья ее притока - реки Саваю, подняться вверх по Саваю до ее истока из озера Саваты. После чего из озера Саваты сделать волок на озеро Болбанты, входящее в систему Вашуткиных озер. Из Вашуткиных озер вытекает река Адзьва – приток Усы. Длина Адзьвы 343 км. Затем либо по Усе сплавиться до железнодорожного моста  через Усу ветки Усинск – Печора.  Рассматривали вариант и подъема вверх по Усе до устья Косью, а по Косью до устья Инты. На берегу Инты расположены дачи жителей Инты. На попутном транспорте можно было бы доехать до железнодорожной станции Инта.

Длина маршрута в этом случае составила примерно 700 км и включала бы два волока, а продолжительность маршрута составила бы 30-33 ходовых дня. Группа Валерия Кожина планировала пройти маршрут на каркасных байдарках Таймень. Саныч с Агриппиной на Таймене-3, Плюхин Николай и Василич – на Таймене-2, Кожин Валерий и Михайлов Виталий – на Таймене-2. Александров Николай перед походом купил надувную байдарку Щука-3 и планировал использовать ее на маршруте. В распоряжении Александрова была надувная байдарка Ватерфлай, которую фирма-изготовитель предложила Александрову испытать в походе большой продолжительности со сложными условиями сплава и волока. Александров предложил Кожину Валерию испытать байдарку Ватерфлай в походе, на что Кожин согласился. Таким образом, группа Кожина шла на маршрут с двумя байдарками Таймень и надувной байдаркой Ватерфлай.

Ближе к началу похода Николай Александров разыскал в Воркуте знакомого и с его помощью смог организовать вездеходную заброску на реку Сядейю, что позволило исключить первый волок. Заброска на расстояние порядка 70 км обошлась группе в 20 тыс. руб.

Водитель вездехода ранее никогда не ездил запрошенным маршрутом и слегка заблудился. Так мы попали на реку Тарью, приток Сядейю, вместо самой реки Сядейю.

На карте приведена схема маршрутов, по которым прошли обе группы .

Подготовка к походу.

Картографическое обеспечение.

В распоряжении группы имелись карты масштабов 1:500000 и 1:200000 на весь маршрут. Однако для успешного волока были необходимы более подробные карты районов волока. Руководитель группы Валерий Кожин обратился в Главное управление геодезии и картографии (ГУГ и К) и приобрел четыре листа карт масштаба 1:100000 по 220 руб. за лист. На каждый экипаж были изготовлены карты масштаба 1:200000 на весь маршрут  и карты масштаба 1:100000 на участки волоков. Эти карты были вручены каждому капитану на совещании у руководителя и были благополучно забыты ими у Кожина после совещания. Таким образом, на все три экипажа в походе был только один комплект карт масштаба 1:200000 у руководителя, Валерия Кожина. В распоряжении Василича был ГПС еМар, полученный им на время похода. Для ориентирования на местности им были подготовлены  в программе OziExplorer  листы с путевыми точками на весь маршрут по картам масштаба 1:100000, 1:200000, 1:500000 и комплект карт масштаба 1:500000 на маршрут с нанесенными путевыми точками. В качестве характерных точек использовались устья ручьев и рек и иные ориентиры, хорошо заметные на местности. 

Бивачное снаряжение.

У группы были  три палатки: две каркаснодуговые палатки и одна палатка домик с тентом. В условиях тундры палатки типа «домик» мало пригодны из-за сильных ветров. Поэтому несколько ночей обитателям домика пришлось провести в каркаснодуговых палатках. Остальное  бивачное снаряжение вполне удовлетворяло требованиям похода.

Дрова.

Пища готовилась на костре. В качестве дров использовали ивняк, растущий по берегам рек и ручьев. Во время ледохода часть кустов повреждается льдинами и засыхает. Вот эти засохшие кусты и ветки, а также оторванные ледоходом («плавник») служили топливом для костра. Группа имела газовые горелки в качестве резерва для приготовления пищи. Только на последней трети маршрута по Адзьве по берегам был лес. Появилась возможность иногда обогреться и обсушиться.

Рыбная ловля.

Рыба на первой половине маршрута ловилась хорошо. Ловили спиннингом, варили уху, жарили, коптили, для чего брали с собой коптильню. Ловили щук, окуней и в основном хариусов. Однако ольхи по берегам не было, использовали иву, но от ивового дыма рыба приобретала горьковатый привкус. Ольховых опилок с собой не взяли. Пришлось коптильню перед волоком подарить работнику базы на озере Саваты. На озере Болбанты рыбалка была еще хорошая. Озера и реки, по которым мы поднимались вверх не глубокие. Поэтому местные рыболовы применяют особенную оснастку спиннинга, а именно на расстоянии примерно в 60 см от блесны располагают поплавок из пенопласта, который не дает блесне погрузиться на глубину больше чем 60 см, что уменьшает число зацепов. Адзьва – довольно крупная река с множеством мелких притоков и ручьев. Рыба, хариус и иная рыба, в это время года кормится в мелких речках и ручьях, поэтому рыбалкой на Адзьве после нескольких неудач не занимались. Местные жители на моторных лодках поднимаются довольно высоко по Адзьве и ловят рыбу сетями, заготавливают на зиму.

Заброска на начало маршрута и аварийный выход с маршрута.

Заброску на начало маршрута можно произвести вездеходом или вертолетом. Однако такая заброска стоит очень дорого, а рассчитывать на попутную заброску не следует. Жилых поселков в тундре очень мало, снабжаются они по рекам в пору половодья или вездеходами. По тундре очень редко разбросаны так называемые базы на берегах озер или рек. На этих базах живут по одному сторожа, смотрители от разных фирм. Чаще всего базы используются для приемки пантов – молодых рогов оленей. Во время похода мы побывали на трех базах. Как выяснилось, что базы для связи с Большой землей имеют радиостанции, однако во время нашего прихода раций на базах не оказалось, забрали на профилактику, как нам пояснили. Выход с маршрута, в том числе и аварийный, становится маловероятным. Регулярное вертолетное сообщение  имеется только в Харуте и Адзьвавоме. Отсюда следует, что аптечка группы должна быть укомплектована с учетом возможных осложнений со здоровьем участников, а исполняющий обязанности врача должен знать и уметь оказать первую помощь при необходимости. Участникам со специфическими заболеваниями следует иметь личную аптечку, позволяющую купировать возможные осложнения. Первые рыбаки с моторными лодками могут встретиться в километрах сорока от Харуты вверх по течению Адзьвы. При формировании аптечки также нужно брать достаточное количество репеллентов, кремов от обветривания и солнечного ожога, а также средства от аллергии, которая может возникнуть от укусов мошки и мокреца.

Питание в походе.

В походе было организовано горячее трехразовое питание: завтрак, обед и ужин. На приготовление обеда уходило около двух часов. На взгляд Василича такой режим питания существенно сокращал как ходовое время, так и время на личные нужды. К тому же вес продуктов существенно ограничивал мобильность группы.

Фотография, видеосъемка.

Фотоаппараты взяли четверо: Кожин, Михайлов, Агриппина и Василич. Фотоаппараты у Кожина и Михайлова оказались неисправными. Съемку вели Василич и Агриппина. В отчете представлены фотографии, снятые  Василичем. Саныч по обыкновению взял видеокамеру, на  которую снимал материал для видеофильма.

Дневник похода.

24 июля. В 21.50 выехали в Воркуту. Проводники в вагонах зорко контролируют перевес багажа, а багажа у нас было предостаточно. На платформе вокзала взвесили багаж и за перевес уплатили, что избавило от ненужных пререканий с проводником вагона. В начале движения по вагону прошел ревизор и обратил внимание на наш багаж. Ревизора успокоила проводница нашего вагона Вера, сославшись на наличие у нас квитанции оплаты за перевес.

25 июля. На станции Печора встретили Александрова с женой, помогли ему загрузиться и забрали у него надувную байдарку Ватерфлай.

26 июля. Прибыли в Воркуту в 14.30 , где нас встречал представитель фирмы, организующей вездеходную заброску, с грузовичком. Осмотрели вокзал, памятник-паровоз. Переехали в Воргашор к гаражам, где готовился вездеход для заброски. Экипаж вездехода состоял из двух человек: водителя и механика. К ним примкнул еще третий, знакомый. Видимо троица планировала рыбалку после заброски, поскольку в кузове вездехода было несколько пластмассовых корытцев для соленой рыбы, а также были удочки. Загрузка вездехода производилась сверху на кузов, там же расположились Александров, Кожин, Плюхин, Михайлов, Саныч, Агриппина. В кузове расположились Таня Александрова, Василич и знакомый экипажа.

По дороге пришлось форсировать Воркуту по броду. При этом  вездеход ввалился в яму, и кузов залило так, что пассажиры оказались в воде по шею, и замочило цифровой фотоаппарат Василича. Фотосъемка в походе оказалась под угрозой. На наше счастье день 26.07 и последующий день были солнечными, фотоаппарат удалось высушить без потери работоспособности. По тундре проложены вездеходные дороги, для ориентировки на этих дорогах на возвышенных местах поставлены пустые бочки из-под горючего. Некоторое время шли по вездеходной дороге. По пути встретили ГТТ с грузом на Каратайку. У ГТТ порвалась гусеница, к тому же вездеход сполз с трассы в канаву. Часа два возились с ГТТ, пока не вытянули его на трассу. Из разговора с экипажем ГТТ узнали, что они не первый день сидят в канаве.

Экипаж нашего вездехода раньше никогда не ходил на Сядейю. Решили сойти с вездеходной трассы и пойти напрямую. Дело было к ночи.  Ночи в это время года в тундре белые, видимость хорошая, но ориентиров мало, в итоге заблудились. Попытка определить свое местоположение на местности по карте и компасу оказалась безуспешной. Пришлось прибегнуть к ГПС. Определившись на местности, установили, что Сядейю осталась севернее, а восточнее была река Тарью, приток Сядейю. Решили пойти на Тарью. Вышли как раз к каньону с водопадом. (N 67°48,862’; E 062°54,684’). Это было начало нашего маршрута.

27 июля. Погода стояла солнечная, отоспались, стали ловить рыбу, поймали окуней на малька, хариусов и щуку на блесну, досушивали фотоаппарат. Кожин и Михайлов собрали Ватерфлай. Выяснилось, что на две группы есть только один насос для накачивания баллонов. Любители попрыгать по порогам решили испытать Ватерфлай и со второй попытки другим экипажем порвали баллон-оболочку, зацепившись за скалу из известняка. Съемку испытаний производил Александров.  Ватерфлай – байдарка, оболочка которой служит одновременно баллоном. Оболочка сделана из синтетической ткани, которая плохо клеилась имеющимися у нас  клеями. Как выяснилось позже, заплатка плохо держала воздух, байдарку все время приходилось подкачивать, приставая к берегу, а потом и во время движения. На каждой стоянке день начинался с ремонта Ватерфлая. Таким образом, озорство поставило под угрозу успех похода и жизнь экипажа Ватерфлая, поскольку на этой байдарке предстояло пройти по озерам достаточно большой путь.

28 июля. Загрузились по-походному и к средине дня вышли. Река чередует плесы с мелкими перекатами, на которых байдарки пришлось проводить. Ватерфлай подчас шел со сдутым баллоном, вследствие чего нижний клапан разрушился, и в дальнейшем  эта байдарка превратилась в объект постоянной заботы и ремонта. Шли до полуночи. Как ни странно, отмелей  для стоянки было мало, а стоять на высоком берегу не хотели из-за ветров. Остановились на отмели из мелкого песка, перемешанного с няшей. Весь день шел мелкий дождь, перемежающийся ливнями. На перекатах хорошо ловился хариус на блесну.

29 июля. Дошли до слияния Тарью с Сядейю. Прошли по Сядейю примерно с километр и встали на стоянку на отмели. (N 67°58,361’; E 062°55,890’). Долина Сядейю хорошо выработана, берега высокие. К вечеру как по расписанию дождь.

30 июля. Дошли до устья Падимейтывис.  На стрелке рек стоит база: дом с сараем. В доме все лето с весны до снегов живет сторож-смотритель. Связи с Большой землей по его словам у него нет, ссылается на то, что рацию забрали на ремонт. Постоянно клеили Ватерфлай. Догоняли Александрова. Александров на отмелях оставлял записки с указанием ориентира. Для того, чтобы Ватерфлай так быстро не сдувался и не наполнялся водой, разгрузили его. Груз в основном перешел на Таймень-3 к Санычу. Теперь работы Санычу, ответственному за ремонт, добавилось. Перегруженный Таймень, чаще чем ранее, цеплялся за дно. Потребность в ремонтных работах увеличилась. На ночь встали на отмели.  Ремонтировали  Ватерфлай. (N 68°02,659’; E 062°46,870’). 

31 июля.  Весь день дождь разной интенсивности. Дошли до устья Саваю, там встретили Александровых. Поднялись по Саваю до точки (N 68°05,947’; E 062°36,797’).  Саваю, как и все тундровые реки, чередует плесы с перекатами. Начали проводить байдарки на бечеве. Бечевник перемежается с ивняком. На некоторых плесах еще можно было идти против течения на веслах, перекаты пришлось проводить.

1 августа. День без существенных осадков.  Координаты стоянки  (N 68°03,356’; E 062°35,704’; H  27 m). По берегам реки много цветов. Цветы разные. Это и кипрей и дельфиниумы.  Вечером ремонт Ватерфлая и Тайменя-3.

2 августа. Продолжали подъем по Саваю. Вечером – ремонтные работы. Координаты стоянки (N 68°02,609’; E 062°30,556’; H  34 m).  По ходу движения и во время обеденного перерыва собирали грибы и ягоды. Грибы в основном подберезовики, попадались и незнакомые грибы,  ягоды – голубика, черника. При остановках на обед ловили рыбу.

3 августа. Продолжили подъем по Саваю. Высота местности над уровнем моря продолжает увеличиваться. Попадаются порожки. Ночевали как обычно на отмели. Уже ставшие привычными ремонтные работы. (N 68°02,624’; E 062°18,342’; H  46 m).

4 августа. Всю ночь был сильный ветер с дождем. Перекаты все чаще и мельче, в русле много камней, препятствующих проводке. Лагерь разбили как обычно на отмели. Ремонтировали байдарки.  (N 68°04,832’; E 062°14,398’; H  63 m).

5 августа. Поднялись на высоту 87 метров над уровнем моря. Высота точки стояния, определенная с помощью ГПС близка к высоте, определенной по карте масштаба 1:100000. Координаты стоянки (N 68°05,405’; E 062°10,699’; H  87 m).

6 августа. Сняли записку Александрова, датированную 5 августа, с указанием, что до озера Саваты осталось 12 километров. Река превратилось в очень мелкую шиверу с беспорядочно разбросанными камнями. Байдарки местами приходилось просто переносить на руках.  Разгрузили байдарки и груз ходками перенесли к месту стоянки. (N 68°05,520’; E 062°06,186’; H  101 m). Ходки целесообразно совершать по суше, срезая петли реки.

7 августа. Волок ходками до точки . (N 68°05,539’; E 062°02,368’; H  134 m). Разгруженные байдарки провели по воде.

8 августа.  Решили сделать волок напрямую на берег озера Саваты, а разгруженные байдарки провести по реке. Имущество и продукты перенесли на берег озера Саваты к истоку Саваю, к вечеру и байдарки привели к лагерю. (N 68°04,352’; E 061°59,898’; H  149 m). Во время разведки установили, что триангуляционной вышки на высоте 170 нет.

9 августа. Переправились через Саваты. По пути зашли на базу. На базе живет сторож-смотритель Володя ( Владимир Евгеньевич Рубо). На базе также живут кошка, куры и гусыня с гусаком. Спросили у Володи про Александрова, который днем ранее побывал у него. Попытались подняться вверх по ручью, впадающему в озеро. Ручей зарос кустарником и совершенно непроходим. Решили на другой день разведать дорогу на озеро Болбанты.  На берегу напротив базы разбили лагерь (N 68°03,479’; E 061°56,764’; H  153 m).

10 августа. Приготовили завтрак. Осмотрели окрестности, поискали подходящие тракторные дороги. После обеда приехал на лодке Володя. Поговорили с ним до вечера.

11 августа . К завтраку  Володя привез отварную оленину в очень большой кастрюле. Поели. Подались все группой на разведку. Прошли по одной тракторной дороге, убедились, что он ведет не в нужную сторону. Вернулись в лагерь, затем пошли по другой тракторной дороге. Группа разделилась. Саныч, Михайлов, Плюхин и Агриппина пошли на запад от дороги , Кожин и Василич продолжили движение по дороге в надежде, что она приведет на берег озера Болбанты. После некоторого времени они обнаружили, что дорога уводит от озера Болбанты, тогда, вернувшись к месту разделения группы, также пошли на запад к озеру Болбанты прямо по тундре. К средине дня дошли до холма (N 68°04,579’; E 061°50,788’; H  167 m), с вершины которого на расстоянии порядка двух километров просматривалось озеро Болбанты. Оставили часть имущества на холме, поставили вертикально весло  в качестве вешки и вернулись в лагерь, где встретили ребят, которые уже   отобедали и пошли проводить и переносить байдарки на озеро Болбанты.  Во время разведки ребята наметили цепочку озер, которые хотели использовать для волока.  По озерам байдарки сплавляли, между озерами – переносили. Так они добрались до водораздела, где и оставили байдарки. Поздно вечером они вышли на берег Болбанты, где разбили лагерь и переночевали. Во время разведки ребята встретили Александрова.

12 августа. Лагерь на берегу озера Саваты. Кожин и Василич приготовили завтрак. С базы приплыл на лодке Володя, привез семь свежих куриных яиц, их сварили вкрутую и решили нести в новый лагерь. Володя захотел помочь при переноске имущества. Как знаток  этих мест он умело выбирал короткий и удобный путь. К полудню мы пришли в лагерь на берегу Болбанты. (N 68°03,883’; E 061°48,668’; H  132 m). В лагере мы застали Агриппину и Кожина. После вчерашнего дня Плюхин заболел и с температурой лежал в палатке. Саныч и Михайлов ушли за байдарками. Кожин и Агриппина приготовили обед, накормили больного и Володю. Затем  Василич и Кожин пошли на холм за оставленным там имуществом, а Володя пошел на базу. По дороге на холм встретили оленя, скорее всего дикого. Когда вернулись с холма,  Кожин и окрепший Плюхин пошли перетаскивать байдарки. Байдарку Ватерфлай сложили рюкзаком, и Кожин принес ее в лагерь. Оболочка Тайменя-2 позволила перемещать байдарку волоком по траве и мху. Байдарку Таймень-3 переносили на руках. К вечеру волок завершили.

13 августа. Проверили и отремонтировали байдарки, собрали имущество, загрузились и пустились в плавание по Болбанты. Озеро широкое 6 км, длинное 11 км,  местами мелкое, с островами. Плавание по мелкому озеру в сильный ветер опасно, так как разгоняется высокая волна. Однако нам выпала спокойная погода и мы без помех дошли до протоки из озера Болбанты в озеро Сейто. Протока узкая, шириной метров 40. Длина протоки километра полтора. Почти в конце протоки на правом берегу есть дом с баней и складом. Это база руководства ряда предприятий и организаций Воркуты. На этой базе с весны до поздней осени живет смотритель по имени Марат. Марат нас очень хорошо принял, накормил и организовал ночлег. Радиостанции у Марата тоже не было, как он сказал, рацию забрали на ремонт. Дрова и уголь на базу завозят вездеходами из Воркуты. Накануне на базу прилетал вертолет МИ-8.

14 августа. Утром нас Марат накормил жареной рыбой, которую на наших глазах наловил в озере Сейто спиннингом. Спиннинг у Марата также был с поплавком, ограничивающим погружение блесны. Марат рассказал о об избушках на берегах Вашуткиных озер и о живущих в них рыбаках и охотниках, подсказал как быстро пройти по запутанному лабиринту озер. К вечеру мы уже дошли к истоку Адзьвы.

15 августа. Начали сплав по Адзьве. В книге Чернова мы прочитали о больших порогах в истоке Адзьвы. Однако порогов там нет, зато есть очень мелкие перекаты, которые пришлось проводить. Практически все время шел дождь, то мелкий, то крупнее. Уже накопилась усталость не столько физическая, а психологическая. В конце концов накопившееся напряжение разразилось конфликтом между Михайловым и Кожиным. Саныч вынужден был тасовать команды. Теперь на Ватерфлае попеременно в паре с Михайловым шли то Саныч, то Плюхин. Кожин перешел на Таймень-3.  К концу дня достигли точки (N 67°40,340’; E 060°50,950’; H  104 m).

16 августа перешли к отметке (N 67°29,566’; E 060°46,613’; H  91 m). Под вечер пошел сильный дождь. Образовались  две радуги.

17 августа ночевали на отметке (N 67°21,619’; E 060°51,047’; H  75 m). Решили утром 18 августа встать пораньше, чтобы достичь устья ручья Пымва-Шор, побывать на теплом источнике, помыться, осмотреть пещеру и каньоны.

18 августа. Встали в шесть утра, собрались. По обыкновению Плюхин, идущий в этот раз с Михайловым на Ватерфлае, добился разрешения выти раньше других, что они и сделали. Карт и иных средств для ориентировки на местности у Плюхина не было, остались в Москве. Вопреки установившейся практике Александров не оставил маячка-указателя на устье Пымва-Шора, поэтому Плюхин и Михайлов прошли устье Пымва-Шора. Группа присоединилась к ним значительно ниже устья. Василич подсказал остальным экипажам место устья Пымва-Шора, однако идти к теплому источнику и другим достопримечательностям нельзя было, поскольку двое убежали вперед. Так расхлябанность и недисциплинированность  двух участников лишили группу возможности побывать на интересном природном объекте. Посмотреть теплые источники и иные достопримечательности можно посмотреть по ссылке http://www.skitalets.ru/photogallery/2005/pimvashor_aleks/index.htm

19, 20 августа продолжили сплав. Стали попадаться моторки жителей Харуты и Адзьвавома. Река становилась все шире и по-прежнему с перекатами и мелями.

21 августа продолжили сплав и к вечеру под сильным ливнем дошли до Усы и Адзьвавома. Михайлов с помощью местных жителей разыскал руководителя администрации Адзьвавома  Надежду Ивановну Пятькову. Надежда Ивановна приняла нас добросердечно, разместила в тепле, организовала баню и напоила теплым молоком.

22 августа. Утром Надежда Ивановна договорилась с капитаном попутного катера, следовавшего до 38 километра на Косью и проводила нас на катер. В 22  часа катер добрался до пристани, где мы пересели в микроавтобус турфирмы, прибывший на пристань по договоренности с руководителем турфирмы и за 1200 руб доехали до вокзала города Инта.

23 августа в 00 час 40 мин поездом Воркута – Москва выехали в Москву.

24  августа  прибыли в Москву.

Некоторые сведения о поселке Адзьвавом.

Поселок основан в 1880 году семьей коми-ижемцев, охотниками. В настоящее время там проживает180 человек, из них работающих – 54.  Дворов  в поселке 70, есть дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, два магазина с товарами повседневного спроса. Есть начальная школа, средняя школа в поселке Косьювом за 50 км от Адзьвавома. Детей в школе -32, дошкольников – 10. В поселке работает почта, телефон и телеграф. Сообщение – раз в неделю вертолет по средам (круговой), катер по пятницам в 8.00. В поселке размещена перевалочная база предприятия Инта-нефть. В поселке выращивают крупный рогатый скот на мясо и молоко. Руководителем администрации Надежда Ивановна работает с 1989 года, имеет среднее специальное образование, замужем. В семье двое детей.

 

Выводы и рекомендации, по мнению автора.

1.У группы должен быть один руководитель и на пешке и на воде. В группе было три инструктора и еще один участник с претензиями на руководство и управление. Многоначалие приводит к разброду и шатанию. Это одна из причин, что группа проскочила мимо Пымва-Шора, то есть не реализовала одну из поставленных задач.

2. По составу группы. Все-таки группа должна состоять из единомышленников, с примерно одинаковой шкалой туристских ценностей.

3. По снаряжению. В качестве плавсредства наиболее подходящей для похода по тундровому маршруту оказалась байдарка Щука-3, на которой шли Александровы. Одежда участников не в полной мере учитывала дождливый характер района. Для походов по тундре предпочтительна каркаснодуговая палатка. Палатка типа «домик» с тентом сильно парусит, ее может сдуть сильный ветер.

4. По питанию. Разработанная завхозом раскладка для трехразового горячего питания  в полной мере обеспечивала потребности участников, однако вполне можно было обойтись двухразовым горячим питанием с перекусом. Это позволило бы уменьшить вес и объем снаряжения и сохранить время для фотографии, рыбалки и иных занятий участников.

5.  Большеземельская тундра – интересный район для водного туризма и рыбалки. Целесообразно выбирать средние по длине реки, в них больше рыбы и протяженность маршрута будет меньше. Учитывая дороговизну заброски вездеходами и вертолетами средствами можно рекомендовать маршруты из связки рек с подъемом против течения и волоком в реку для сплава.

Спасибо за внимание.

Василич.

 

Hosted by uCoz